На берегу Японского моря находится специальный морской нефтеналивной порт Козьмино (Нефтебаза). Он является последним пунктом нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).
Данный порт предназначен для перевозки нефти в государства Азии в Тихоокеанском регионе. "Транснефть порт Козьмино" - это отечественное предприятие, предлагающее стивидорные услуги и являющееся оператором нефтеналивного терминала в порту Восточный, который расположен в бухте Врангеля залива Находка. В декабре 2012 г. компания стала крайней точкой системы трубопроводов ВСТО.
История развития
Вам будет интересно:Челябинский электровозоремонтный завод: "Айболит" для локомотивов
Порт Козьмино в Находке Приморского края - крупнейший и самый молодой терминал в России. Трубопроводная система ВСТО (ТС ВСТО) является составной частью ООО "Транснефть". Строительство его дает России возможность экспорта нефти в страны Тихоокеанского партнерства. Доля порта "Козьмино" по поставке топлива морем держится в пределах 30 %. Что составляет 70 млн тонн в год.
Строительство и использование первой, а далее и второй очереди проекта ТС ВСТО и порта (терминала) в бухте Козьмино дало России возможность экспортировать нефть нового сорта ESPO (East Siberian - Pacific ocean) в государства ТТП (Торговое Тихоокеанское партнерство). И тем самым в какой-то степени расширить свое влияние. 28 декабря 2009 г. начали строить первую ветку трубопровода ВСТО и нефтеналивной порт Козьмино. Тогда же погрузили первые 100 тонн нефти. Вторую ветку проекта нефтепровода закончили строить 25 декабря 2012 г. Чтобы повысить мощность порта, с 2015 года начали ремонт подводной дамбы. Также осуществляются работы по дноуглублению акватории второго причала, что улучшит пропускную способность для танкеров. Строятся и новые резервуары для хранения нефти. С конца 2009 г. до середины 2016 г. через ООО "Транснефть порт Козьмино" пропущено свыше 139,035 млн тонн нефти.
Вам будет интересно:Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат: эхо неэкологичного производства
С тех пор количество стран Азиатско - Тихоокеанского региона, в которые поставляется российская нефть, постоянно расширяется.
Экология порта. Что надо знать
Козьмино порт относится ко II классу местно-локальной опасности. В целях идентификации экологических проблем и оценки экологического риска на объекте внедрена система экологического аудита. Экоаудит предполагает независимую оценку соблюдения нормативных требований в области охраны природы субъектом хозяйства. На территории терминала имеется установка рекуперации паров и отходов нефтепродуктов, которые выделяются в повышенных концентрациях от танкеров и угрожают здоровью нормального человека. При загрузке нефти в специализированный танкер в радиусе 30-40 метров используются боновые (плавучие) заграждения. Они предотвращают расползание возможного битумно - нефтяного пятна по поверхности залива. Промышленные стоки, использованные в циклах производства, отводятся на очистные сооружения, которые располагаются на территории нефтебазы. Необходимый контроль за уровнем загрязнения балластных танкерных вод осуществляют специалисты экологической и химической службы.
Морские жители - охранники природы
Хорошая экология в порту Козьмино поддерживается "гребешковой фермой". Которая расположена неподалеку от причала. Там за экологией следят морской гребешок, камчатский донный краб и морские моллюски. Они способны накапливать терратогенные вещества и служат индикаторами, показывающими степень чистоты моря. Их специально выпустили у причалов, и они постоянно контролируются специалистами на наличие вредных веществ. Если таких веществ в организмах ракушек не наблюдается, то это приемлемая зона риска проживающих там "личностей".
Производственные особенности
Технические здания и мощности порта Козьмино находятся в Находкинском городском округе и близлежащем Партизанском районе. Эти объекты включают: 4 ж/д эстакады с двухсторонним сливом, резервуарный парк и подпорные магистральные насосные станции; 23-километровый основной нефтепровод с инфраструктурой провинции: линии связи и электропередач; нефтебазу с площадкой для резервуаров; вспомогательные береговые и причальные сооружения с узлами учета нефти (СИКН) и автономный нефтепирс для причаливания танкеров; технологическую площадку для приема нефти с узлом СИКН (система измерения качества нефти), систему безопасности веток нефтепровода и резервуары сброса технических вод; ремонтные и иные технические цеха; цех для транспорта и спецтехники; служба безопасности трубопроводов, включая и ветку ВСТО - II.
Раньше с момента эксплуатации нефть на морской объект доставлялась по железной дороге через всю Россию. Штаб-квартира терминала - порта Козьмино находится в городе Находка. Предприятие свой первый состав приняло под слив 22 октября 2009 года. Четыре сливные двухсторонние эстакады могут обеспечить самотечный донный слив из 72 ж/д вагонов-цистерн каждый в отдельности (всего получилось 144 вагоно-цистерн). После этого западно-сибирская нефть перекачивалась в резервуарный парк нефтебазы и по мере доступности загружалась в танкеры. Таким способом спецморнефтепорт работал до строительства второй ветки ТС ВСТО.
Расширение мощности порта
В настоящее время реализуемыми темпами происходит эффективная модернизация нефтеналивного порта. В 2010 году построили 3 новых резервуара, в результате объем нефтехранилищ увеличился до 500 тысяч кубических метров. Была построена также дополнительная система измерения количества и качества хранимой транспортной нефти. В современное время в порт Козьмино нефть доставляется по магистральным трубопроводам и железнодорожным транспортом. Погрузка на танкеры осуществляется у четырех нефтепирсов, куда заходят крупнотоннажные корабли. Проектом заложен и реализуется современный комплекс инновационных сооружений для круглосуточных работ.
Направления работ
Нефтеналивной порт Козьмино обеспечивает направления основных работ:
- Перекачка нефти из нефтепроводов ВСТО-II.
- Слив нефти из ж/д цистерен на экспортную нефтебазу.
- Аудиторской учет количества и качества сырой нефти.
- Кратковременное хранение товарной нефти на приспособленных для этого хранилищах.
- Налив нефти на крупнотоннажный океанский транспорт.
По планам отгрузки нефти из специализированного порта Козьмино планируется выйти на годовой объем свыше 23 и больше млн тонн.
Заключение
Общий объем нефтеперевозок, осуществляемый посредством порта Козьмино для государств АТР, составляет: Япония- 37,6 % (4,4 млн тонн); Китай- 20,5 % (2,4 млн тонн); Южная Корея- 14,5 % (1,7 млн тонн); Филиппины- 7,7 % (0,9 млн тонн) и далее по списку, включая Таиланд, Малайзию, Новую Зеландию, Сингапур, Тайвань и Индонезию.
Здесь следует отметить, что экспорт нефти бренда ESPO с морского специализированного объекта в 2018 году в целом был равен 30,4 млн тонн.
За вклад в социальной экономическое развитие города и региона ООО "Транснефть - Порт Козьмино" награждено многими почетными дипломами.