В Польше 25 декабря 2014 года вступили в силу новые законоположения о защите прав потребителей, которые разработало Министерство Юстиции с учетом Директив Европейского Парламента и Европейского Совета. Министерство Юстиции упорядочило и интегрировало законоположения, которые касаются ответственности продавца за качество проданного товара. Что это означает для потребителей?
Во-первых, новый закон гарантирует покупателям в Польше получение исчерпывающей и существенной информации еще перед заключением договора. Здесь важно отметить, что покупатель получает такое право не только по отношению к договорам, заключенным на предприятии, но также это касается и обычного магазина.
Вам будет интересно:Реэкспорт - это... Процедура реэкспорта. Реэкспорт в России
Во-вторых, в закон введены положения, которые облегчают потребителю ориентацию в расходах, связанных с заключением договора. В соответствии с новыми законоположениями теперь именно продавец должен информировать покупателя о всех расходах, которые он несет в связи с заключением договора.
Так, например, если покупатель оплачивает товар при помощи кредитной карты, то комиссионные сборы не могут превысить размера, который предусмотрен для данного способа платежа. Дополнительно закон запрещает взимание чрезмерно высокой платы за использование горячей линии, которой пользуются клиенты для выяснения вопросов, связанных с заключением соглашения.
В-третьих, увеличивается срок с 10 дней до 14 дней, в течение которого покупатель может отказаться от договора без предоставления причин. Таким образом, покупатель получает более длительный срок для принятия решения. В законе также предусмотрена ситуация, когда потребителю не предоставлена информация о 14-дневном периоде отказа: в таком случае покупатель может отказаться от товара в течение одного года (ранее срок составлял 3 месяца). Дополнительно, если покупатель не получил информации о расходах, связанных с возвращением товара, закон освобождает потребителя от уплаты таких расходов.
В-четвертых, закон о защите прав потребителя восстанавливает запись потребительского "дефекта" (ранее существовало определение "несоответствие товара договору"). Таким образом, покупатель получает большую свободу при выборе поведения в случае покупки товара с дефектом. Ранее в первую очередь покупатель мог требовать предоставление ремонта или замены товара. Сейчас же покупатель может также требовать снижения цены или же может вообще отказаться от договора.
Закон также продлевает ответственность продавца до 5 лет за дефекты в приобретенной недвижимости.
Далее, закон восстанавливает применение законоположений из области гражданского права, касающихся гарантий для потребителя. Это означает, что, если предприниматель, предоставляющий гарантию, неточно указал содержание или смысл гарантии, то потребитель имеет право применить свои права, которые предоставляет ему именно Гражданское право. В случае, когда гарант не определил точного срока гарантии, гарантия является действительной в течение 2 лет.
А какие преимущества данный закон дает предпринимателям?
Во-первых, единые регулирования для всей зоны ЕС, что значительно облегчает ведение бизнеса как на территории ЕС, так и вне. Во-вторых, закон четко определяет размер информации, когда и каким образом предприниматель должен предоставить данную информацию потребителю. В законе также четко определены правила отказа от исполнения условий договора, в том числе в области расчета срока, в вопросах, связанных с расходами при возврате покупки, а также закон указывает, кто и в каком объеме оплачивает расходы в результате невыполнения договора и его условий. Более того, в закон включены правила, как следует пользоваться приобретенной вещью в течение периода, когда можно расторгнуть договор. Таким образом, введение четких правил, особенно в области, где до сих пор не было детального регулирования, облегчает предпринимателям как само исполнение законоположений, так и снижает издержки при ведении деятельности.
Дополнительно, закон стандартизирует ответственность любого продавца за качество товара. Ранее предприниматель отвечал за качество товара в двух областях: за дефекты и за несоответствие товара договору, что значительно осложняло и увеличивало расходы при рассмотрении различных споров.
Новый закон о защите прав потребителя также облегчает подачу и рассмотрение исковых заявлений, поскольку включает четкие определения, которые касаются возмещения исков, связанных с дефектом проданной вещи, в цепочке продавцов. Такое решение облегчает конечному продавцу возмещение его расходов, понесенных в связи с исполнением его обязанностей по гарантии товара, который был приобретен от поставщика или производителя и имеет дефект.