КНР научилась производить автомобили на уровне лучших мировых брендов и теперь активно завоевывает рынок. В основе успешной экспансии китайских производителей машин лежит целый комплекс факторов, складывающихся в систему с прочным фундаментом.
Китайская автомобильная промышленность: вчера и сегодня
В первой половине 90-х китайский автопром находился не в лучшем состоянии – в основном из-за отсутствия доступа к конкурентным технологиям. В ответ на такое положение дел Правительство КНР решило ограничить ввоз импортных машин, повысив до 80% пошлины на импорт.
Вам будет интересно:Северный морской путь. Порты Северного морского пути. Освоение, значение и развитие Северного морского пути
В результате автомобильные фабрики внутри Китая получили стимул для роста производства. Со стороны государства им были гарантированы налоговые льготы. В КНР пошли инвестиции, и производство автомобилей резко возросло – настолько, что к 2003 году стал наблюдаться явный перегрев рынка: спрос замедлился, цены на новые машины стали падать.
Вам будет интересно:Классы МКТУ: коды, перечень и классификатор. Что такое Международная классификация товаров и услуг?
Ситуации помогла работа на внешних рынках и, как результат, производство не только не впало в рецессию, а набрало еще более внушительные обороты: в 2006 году КНР заняла третье место по объемам выпускаемых автомобилей (после США и Японии), а к 2009-му стала мировым лидером отрасли. Модельный ряд китайских авто стал активно расширяться. По прогнозам экспертов, к 2020 году каждая третья машина в мире будет носить бренд с пропиской в КНР. Рост доходов жителей Китая помог исправить ситуацию и на внутреннем рынке, выдерживающем предложение не только от внутренних производителей, но от импортных поставщиков.
Продажи в России
Китайский автопром в России уже не экзотика. По подсчетам экспертов автомобильного рынка, в 2013 году продажи брендов из КНР превысили 100 тысяч единиц. Возросла и рыночная доля машин китайского происхождения – она составила 3,7% (в то время как в 2012-м – 2,6%). Самый популярный бренд – LIFAN. Рост продаж марки в 2013 году составил 34% в сравнении с 2012-м, было реализовано 27 467 автомобилей.
Вам будет интересно:Где находится крупнейший порт мира? Рейтинг и интересные факты о морских портах
Второе место по продажам занял бренд Geely (27 263 машин), рост в сравнении с предыдущим годом – 55%. «Бронзу» завоевала марка Great Wall (19 954 автомобиля, рост - 39%), четвертую позицию застолбила Chery (19 855 машин, рост - 4%). Главными причинами популярности марок из КНР в России эксперты называют широкий модельный ряд и невысокие цены. По мнению аналитиков, китайский автопром продолжит завоевывать рынок РФ, его доля в отдаленном будущем может достигнуть 10%.
Lifan
Лидер российских продаж – компания Lifan – была основана в 1992 году. Сейчас она выпускает, кроме легковых автомобилей, автобусы и квадроциклы. В переводе с китайского название фирмы означает «идти на всех парусах». Первая машина под этим брендом появилась в России в 2007 году, и это был легковой автомобиль Lifan Breeze. В числе новейших образцов модельного ряда – очередная модификация Lifan Solano, поступившая в салоны РФ в ноябре 2013 года. Машина обладает 106-сильным двигателем, оснащена колесными дисками на легком сплаве, мощной аудиосистемой (6 динамиков). Главные конкуренты китайского автомобиля в сегменте – Nissan Almera (двигатель 102 л. с.), Kia Rio (107 л. с.), Geely Emgrand (98 л. с.). Все машины – в одном ценовом диапазоне (429–489,9 тыс. рублей). Отметим, что с ноября 2013 года увеличен срок гарантии Lifan до 5 лет (150 тыс. км пробега).
Geely
Компанию основал Ли Шуфу, который сейчас входит в топ-50 самых богатых людей КНР с состоянием в 1,5 млрд. долларов (по версии Forbes). В 1986 году предприниматель открыл компанию по выпуску компонентов для холодильных установок. Через три года он стал производить элементы декора из магнолиевого дерева, а позднее перешел к выпуску мотоциклов. Еще через несколько лет, в 1997-м, Ли Шуфу запустил на своей фабрике сборку автомобилей. Уже через год с конвейера сошел первый образец авто под маркой Geely. Это слово в переводе с китайского означает «счастье». В 1999 году начал строиться большой завод в Нинбо, а с 2003-го бренд начал продаваться за рубежом. Сейчас компания производит около 600 тыс. машин ежегодно, они экспортируются в 46 стран. В 2014 году в российских салонах под маркой Geely будут продаваться два примечательных автомобиля – EX7 (кроссовер) и SC7 (седан). Первый (в комплектациях повышенной стоимости) будет снабжен кожаным салоном, мультимедиа с сенсором, парктрониками, фронтальными подушками безопасности. В числе примечательных опций второго автомобиля – кондиционер и современная аудиосистема.
Очевидно, что все более и более конкурентоспособным становится китайский автопром. Отзывы об использовании машин с данными опциями сыграют, вместе с тем, определяющую роль в успехе данных новинок – надо только дождаться начала продаж.
Great Wall
Great Wall Motor (GWM) – крупнейшая частная фирма КНР в сфере производства автомобилей. Основана в 1976 году в провинции Хэбей. Компания начинала деятельность как производитель малогабаритных грузовиков, но с годами выросла в холдинг, состоящий из множества дочерних компаний (их функции разделены – одни собирают машины, другие выпускают комплектующие). До 1997 года GWM поставляла автомобили только на внутренний рынок, однако после стала осваиваться и за рубежом. Наибольший спрос на машины данной марки наблюдается в США, России, Западной Европе, а также в странах Южной Америки и Африки. Этот бренд присутствует как на развитых, так и на догоняющих рынках. Сейчас Great Wall – один из лидеров рынка КНР по поставке «пикапов». В 2003 году акции GWM стали продаваться на бирже в Гонконге. Фирма производит сотни тысяч машин в год.
В числе примечательных новинок образцов автомобилей данной марки – Haval Coupe, показанный на Пекинском автосалоне в апреле 2014 года. Машина призвана стать конкурентом BMW X6. Благодаря Great Wall, марки китайского автопрома стали известны в России. Этот бренд – пионер рынка РФ.
Chery
Этот бренд – один из самых молодых в сегменте, который представляют автомобили китайского автопрома. Компания была основана в 1997 году по инициативе мэрии города Уху, что в провинции Аньхой.
По мнению чиновников, в муниципалитете (и в провинции в целом) не было должного уровня промышленного производства. Сначала было решено строить завод по производству автомобильных двигателей. Позже фабрику дополнили конвейером, инвестировали 25 млн. долларов в дополнительное оборудование, закупленное у Ford, и запустили полноценный выпуск машин. Интересен факт, что название Chery (созвучное с английским “cherry”, то есть вишня) компания получила не сразу. Сначала бренд назвали по-китайски - «ки рюи», что означает «особое благословение». Сначала это словосочетание транслитерировали как Qirui, но поскольку в европейских языках оно на слух воспринималось не вполне привычно, то фирму назвали Chery (а до этого был промежуточный вариант - Cheery). Несколько новейших образцов модельного ряда бренда было представлено в конце 2013 года. Среди них – Chery Tiggo с передним приводом, МКПП с пятью скоростями, вариатором, 139-сильным двигателем.
Перспективы продаж в России
Как было сказано выше, некоторые эксперты считают, что китайский автопром может занять 10% рынка РФ. По версии специалистов, одна из причин оптимистичного взгляда на будущее брендов из КНР в России – широкий модельный ряд. В свою очередь, фактор, который может замедлить экспансию «китайцев» – это невысокое доверие к качеству машин и в ряде случаев не самый позитивный имидж. Эксперты отмечают, что автопроизводители из КНР уделяют большое внимание сервису, снабжению центров продаж запчастями, комплектующими.
Главной задачей для дилеров, продающих китайские бренды, эксперты называют информационную работу с покупателями: россияне подчас ничего не знают о китайских марках, о том, что они вполне способны конкурировать с европейскими, японскими и корейскими фирмами, а также о том, что фирма-производитель предоставляет полноценную гарантию. В числе необычных оценок со стороны специалистов рынка то, что китайские авто – те же бренды развитых стран с отставанием в 5 лет. Отмечается, что качество автомобилей, собранных в КНР, неуклонно растет, а цены остаются доступными.
Маркетинг по-китайски
Как было сказано выше, российских автолюбителей в машинах из КНР привлекает, прежде всего, доступная цена. Однако дело не только в этом. Стоит особо отметить грамотный маркетинг, которые китайский автопром проводит в России. Это касается нескольких направлений работы, ключевые из которых – оптимизация производства и совершенствование каналов продаж. К примеру, Chery несколько лет назад заключил с калининградским заводом «Автодор» выгодное соглашение, что позволило увеличить продажи в несколько раз. Китайские автопроизводители сумели заключить контракты с ведущими дилерами: «Рольф», «Атлант-М», «АвтоВаз», «Автомир», получив тем самым такой же доступ к каналам продаж, что и ведущие мировые бренды. Российская общественность привыкла к тому, что появились китайские автомобили, фото которых стало встречаться в рекламных объявлениях и журнальных каталогах почти повсеместно.