Довольно часто в последнее время бывают ситуации, когда можно отметить, что техника, производство которой закончилось еще несколько десятилетий назад, по-прежнему активно используется в различных сферах народного хозяйства. Ярким примером может служить экскаватор ЭО-3322, технические характеристики, стоимость, особенности и возможности которого мы и рассмотрим максимально подробно в статье. Непременно будет уделено внимание и сфере эксплуатации машины.
Общая информация
Вам будет интересно:Самолеты Ильюшина: краткая история и современность
Экскаватор ЭО-3322 – мощный полноповоротный землеройный агрегат с одним ковшом, управление которым осуществляется при помощи гидравлического привода. Эта специализированная единица техники наделена четким, отличающимся от других силуэтом – в наличии стрела, двигатель расположен сзади кабины, все ходовые колеса полностью равны по своим размерам между собой. Машина настолько хорошо зарекомендовала себя на практике, что ее эксплуатация продолжается и по сей, день, даже невзирая на то, что ее производство окончательно завершилось более 15 лет назад.
Историческая справка
Экскаватор ЭО-3322 является самым первым экскаватором в СССР, который был оснащен системами следящего гидропривода. Конструкция машины была настолько продумана и эффективна, что ее себестоимость была значительно снижена. Параллельно с этим разработчики смогли наладить очень высокий уровень производства агрегата.
Вам будет интересно:Какие бывают двери - виды, особенности конструкции и фото
Изначально экскаватор ЭО-3322 выпускался на Ленинградском экскаваторном заводе в период с 1970 по 1987 год. Однако, начиная все с того же 1970 года, машина сходила с конвейера и Калининского экскаваторного завода. Причем последний экземпляр сошел со сборочной линии в 2001 году.
В 1978 году ЭО-3322 получил Всесоюзный Знак качества. А спустя три года, когда был выпущен пятидесятитысячный экскаватор описываемой модели, Калининской завод по решению руководства страны наградили Орденом Трудового Красного Знамени.
Стоит заметить, что экскаваторы, выпускаемые указанными двумя заводами, все же несколько отличались друг от друга. На ленинградских машинах сзади на противовесе была отлита надпись «ЛЭЗ ЭО-3322», в то время как на калининских ничего подобного не было.
Области применения
Характеристики экскаватора ЭО-3322 позволяют в полной мере эксплуатировать его в температурном диапазоне от – 40 до + 40 градусов Цельсия. При этом машина может работать на скальных породах (однако предварительно их необходимо разрыхлить), на влажных почвах, глинистой и сыпучей местности. Благодаря всему этому агрегат эффективно выполняет свои функции в процессе рытья котлованов, выполнения коммунально-ремонтных работ, бурения скважин, осуществления мелиоративных работ. Экскаватор отлично справляется с дроблением камней, используя для этого мощнейший гидравлический молот, а также может помочь в укладке плит из бетона.
Особенности
Экскаватор на пневмоходу ЭО-3322 имеет существенный конструктивный нюанс, за счет которого гидравлическое оборудование и водительская кабина могут свободно вращаться вокруг собственной оси, установленной на платформе, а это, в свою очередь, минимизирует число манипуляций в процессе осуществления погрузочно-разгрузочных работ. В конечном счете все это позволяет оператору иметь оптимальный обзор и расширяет перечень выполняемых работ, а также производительность машины. Немаловажно и то, что ЭО-3322 без проблем преодолевает уклоны с показателем 20 градусов.
Нельзя обойти вниманием и факт того, что машина использует гидропривод не только для приведения в действие рабочего органа, но и для собственного перемещения в пространстве.
Оборудование
ЭО-3322 в стандартном исполнении укомплектован ковшом с объемом 0,5 кубических метра, который надежно зафиксирован на обратной лопате. Также машина без проблем совмещается с различными рыхлителями для обработки почв, гидравлическим молотом, с пятичелюстным ковшом или двухчелюстным грейфером.
Конструкция
Экскаватор ЭО-3322, вес которого равен 14 тонн, выполнен из следующих основных узлов и частей:
- Платформы поворотной.
- Пневмоколесного ходового устройства.
- Гидросистемы.
- Пневматической системы управления.
- Рабочего оборудования.
- Электрических компонентов.
Ходовое устройство пневматического типа выполнено на двух мостах и обеспечивает машине скорость перемещения до 20 км/ч. Передний мост является управляемым, задний – оснащен двойными шинами и жестко крепится к рамебез использования рессор.
Мосты приводятся в движение низкомоментным гидромотором, сопряженным с коробкой переключения передач. Во время выполнения работ с грунтом экскаватор в качестве собственной опоры использует откидные элементы и опору-отвал.
Поворотная платформа смонтирована на опорно-поворотном устройстве, расположенном на ходовой раме. На платформе расположился двигатель дизельного типа, бак для горючего, кабина, система вентиляции и отопления, гидрооборудование и электросистема, контр-груз.
Только цифры
Экскаватор ЭО-3322 имеет такие основные параметры:
- Длина – 8350 мм.
- Ширина – 2700 мм.
- Высота – 3140 мм.
- Вращение поворотной платформы – 9 об/мин.
- Максимально возможная скорость передвижения – 19,68 км/ч.
- Мощность силовой установки – от 75 до 100 лошадиных сил в зависимости от модификации машины.
- Расход дизельного топлива –12,54 литра в час.
- Объем гидравлической системы – 285 литра.
- Мощность насоса – 51,5 кВт.
- Напряжение электрической системы – 12 В.
- Глубина копания – до 6 метров.
- Высота выгрузки – 5,63 метра.
Мотор, тормоза и КПП
ЭО-3322 оборудуется четырехцилиндровым четырехконтактным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением, произведенным либо в Харькове СМД-14 (мощность 75 л. с.), либо в Белгороде СМД-17Н (мощность 100 л. с.).
В целом же, параметры указанных моторов таковы:
- Объем – 6,3 литра.
- Диаметр цилиндра – 120 мм.
- Ход поршня – 140 мм.
- Устойчивая частота вращения на минимуме – не выше 600 об/мин.
- Максимальный показатель частоты вращения на холостом ходу – до 1950 об/мин.
Пуск силовой установки обеспечивает электрический стартер 561.3708.
КПП экскаватора служит для передачи крутящего момента непосредственно к колесам, а также для отключения и включения переднего моста, исключения несанкционированного движения машины, что может привести к аварии и даже трагедии. Стояночный тормоз – постоянно замкнутый, управляется при помощи пневматики из водительской кабины.
Оба моста агрегата снабжены пневматическими колодочными тормозами, надежно удерживающими технику в неподвижном состоянии по команде водителя.
Обязательно укажем, что буксировать ЭО-3322 тягачом следует при выставленной в нейтральное положение коробке передач. Делается это во избежание выхода из строя КПП.
Отзывы
Экскаватор ЭО-3322, цена которого в зависимости от года выпуска может колебаться от 150 до 400 тысяч российских рублей, сам по себе является высоконадежной, выносливой и простой в техническом обслуживании специальной машиной. Как говорят пользователи данной техники, экскаватор практически не доставляет сколь-нибудь значительных хлопот, а из наиболее частых поломок отмечают износ резиновых уплотнений в системе гидравлики и рукавов высокого давления. Кроме того, так как задний мост жестко прикрепляется к раме и не способен амортизировать в процессе езды, то категорически не рекомендуется разгонять экскаватор более 20 км/ч.
А вот чем действительно не может похвастаться ЭО-3322, так это водительской кабиной. Да, лет 40 тому назад она была современной, однако в наши дни этот «скворечник» предлагает оператору поистине спартанские условия.