Грузоподъемная техника – это специальные машины, к которым предъявляются особые требования в плане их технических возможностей и обеспечения безопасности обслуживающему и эксплуатационному персоналу. В этой статье пойдет речь об агрегате под названием кран пневмоколесный КС-4361 А. Такое внимание к нему приковано по ряду причин, ведь его многолетняя служба показала, насколько он эффективен в процессе осуществления погрузочно-разгрузочных, строительных, монтажных и некоторых других видов работ.
Общая информация
Вам будет интересно:Где добывают нефрит в России: самые большие месторождения, способы добычи и применение
КС-4361 А – это не просто кран, а, по сути, целый ряд грузоподъемных аппаратов, созданных на пневмоколесном ходу, способных работать с весом до 16 тонн. Краны этой серии выпускались до самого недавнего времени, начиная с 1970 годов. При этом за весь период производства было создано более 16 000 единиц данной техники. Как показала практика, машина идеально зарекомендовала себя как в условиях умеренного климата, так и в самых северных и суровых регионах, где температура окружающей среды порой опускается ниже -60 градусов Цельсия.
Существующие модификации
Кран КС-4361А, характеристики которого будут приведены ниже, в своей основе имеет модели К-161 и К-161С, производимые для умеренного и полярного климатических поясов.
Вам будет интересно:Сталь 15ХСНД — расшифровка и характеристики
КС-4361С – модель для северных регионов, где температура окружающей среды может достигать -60 °C. Металлические конструкции этой машины производятся из низколегированной стали, а шины и уплотнительные элементы – из резины, устойчивой к морозам.
КС-4361АТ – машина, специально созданная для эксплуатации в тропическом поясе.
КС-4362 – дизель-электрический кран.
Параметры
Кран КС-4361А, технические характеристики которого актуальны и по сей день, наделен следующими показателями:
- Грузоподъемность на опорах при максимальном вылете стрелы – 3,75 тонны.
- Грузоподъемность на опорах при минимальном вылете стрелы – 16 тонн.
- Максимальный вылет крюковой подвески –10 метров.
- Минимальный вылет крюка –3,75 метра.
- Скорость подъема главного подъема –10 м/мин.
- Скорость опускания груза – от 0 до 10 м/мин.
- Частота вращения вращающейся платформы – 0,5-2,8 об/мин.
- Скорость перемещения крана самоходом – 15 км/ч.
- Максимальная нагрузка на каждую опору – 213 кН.
- Максимальная нагрузка на ось – 150 кН.
- Минимальный радиус разворота по внешнему колесу – 12,2 м.
- Предельно допустимый угол подъема преодолеваемого пути – 15 градусов.
- Колея передних и задних колес – 2,4 м.
- Общая масса крана – 2,37 тонны.
- Грузоподъемность машины во время движения – 9 тонн.
- Длина главной стрелы крана – 10 метров.
- Емкость присоединяемого при необходимости грейфера – 1,5 куб. м.
- Длина крана – 14,5 метра.
- Ширина – 3,15 метра.
- Высота – 3,9 метра.
Несколько слов о схеме машины
Характеристика крана КС-4361А будет, конечно же, неполной, если не привести описание его устройства. В основе агрегата расположилась сварная металлическая рама с парой мостов, оба из которых являются приводными. Передний мост смонтирован на балансирной опоре, а это, в свою очередь, позволяет повысить сцепление колес с подстилающей поверхностью. Угол установки колес изменяется гидравлическими цилиндрами. Задний мост оборудован жесткой подвеской. В центре рамы расположена двухступенчатая механическая КПП. Крутящий момент предается к мостам через карданные валы. В редукторах осей установлены как конические, так и цилиндрические шестерни.
Боковые рамы КС-4361А оснащены выносными опорами с винтовыми домкратами. Установка и складывание эти узлов происходит за счет использования гидравлической системы крана. В целом опоры позволяют значительно повысить устойчивость всей машины и ее грузоподъемность. Сверху рамы расположена поворотная платформа с основными рабочими узлами крана. Соединение рамы с платформой осуществляется при помощи двухрядного шарикового погона с зубчатым венцом.
Каждый из мостов крана имеют дифференциальные устройства, которые позволяют правому и левому колесу вращаться с различной угловой скоростью.
Силовая установка
Кран КС-4361А оборудован дизельным четырехцилиндровым двигателем, мощность которого составляет 75 лошадиных сил. Наименование мотора – СМД-14А. Коленвал силовой установки сопряжен через эластичную муфту с турботрансформатором, который, в свою очередь, дает возможность в определенном диапазоне рабочие скорости всего крана. Независимо от мотора смонтирован компрессор пневмосистемы. Передача крутящего момента происходит с помощью клиноременной передачи. Охлаждается компрессор благодаря специальному вентилятору.
Деталировка
Кран КС-4361А имеет зубчатые и кулачковые муфты, укомплектованные гидравлическим приводом. Грузоподъемные узлы приводятся в действие комбинированной системой, включающей в себя и пневматику и гидравлику. Лебедки начинают свою работу за счет пневмокамерных муфт, аналогично работает и реверсивный привод. Остановка вращения барабанов и жесткая фиксация в заданном положение возможна благодаря наличию ленточных тормозов.
Характерной особенностью крана является то, что барабаны привода стрелы, грузового крюка и грейфера установлены на одном и том же валу.
Электрическое оборудование грузоподъемной машины используется для обеспечения наружного и внутреннего освещения, включения и отключения звуковой и световой сигнализации, активизации концевых выключателей, запуска двигателя, обогрева и вентиляции.
Поворотный механизм
Следует заметить, что поворотный механизм работает от того же двигателя, что и остальные узлы, и детали всего крана. На реверсивном валу закреплены конические шестерни, в зацепление с которым, в свою очередь, входит зубчатое колесо реверсивного вращательного механизма.
Сверху вертикального вала смонтирован шарикоподшипник, воспринимающий радиальную нагрузку, а снизу – упорный и сферический двухрядный шарикоподшипники.
Вращение поворотной платформы крана происходит в тот момент, когда шестерня обегает зубчатый венец с внутренним зацеплением.
Безопасность и рабочее место оператора
Пульт крановщика расположен непосредственно в кабине крана. Пользователь приводит в действие необходимые механизмы при помощи рычагов и рукояток. Для обеспечения требуемого уровня защиты водителя в машине используется конечный выключатель подъема стрелы, ограничитель грузоподъемности и индикатор вылета стрелы.
Тонкости эксплуатации
Абсолютно любой кран КС-4361А, где найти номер рамы не составляет никакого труда для каждого желающего, является машиной довольно опасной в процессе использования и перевозки. Поэтому транспортировку агрегата по автомобильным дорогам должна происходить с помощью буксирного тягача со скоростью не более 20 км/ч. В процессе буксировки на кране обязательно включают нейтральную передачу, на одном из мостов убирают карданный вал и выключают цилиндры разворота. Если же процесс перевозки КС-4361А запланирована по железной дороге, то в таком случае кран следует разобрать на отдельные крупные узлы и детали. Для этого демонтируют пневматические ходовые колеса, непременно убирают стрелу, разбирая ее на секции. Сама же транспортировка выполняется на четырехосной платформе.
В границах строительной площадки и на незначительные расстояния (до 50 километров) кран вполне может перемещаться и своим ходом, причем как со стрелой в транспортном положении, так и с закрепленным грузом. При этом скорость езды должны быть не более 3 км/ч. Рабочая стрела всегда располагается при этом вдоль продольной оси машины.