В условиях современных войн решающее значение приобретает мобильность подразделений, то есть их способность к передислокации. Решение этой задачи в целом возлагается на военно-транспортную авиацию как на самый мобильный вид транспорта. Последними разработками самолетов этого типа в мире являются Airbus А400 и An-70 КБ Антонова.
История создания
Эти две очень похожие машины Airbus A400 и An-70, создаваемые по межгосударственным соглашениям, имеют очень разную судьбу. Работы над антоновским самолетом начались гораздо раньше, еще в 1976 году, когда стало ясно, что сложившаяся тенденция на увеличение габаритов перевозимой техники может стать серьезной проблемой в будущем. Дополнительным требованием было обеспечение укороченного взлета и посадки на необорудованные аэродромы. Очень много времени заняло формирование этих требований, которые были окончательно утверждены лишь спустя 10 лет. Свой первый полет самолет совершил в 1994 году в Киеве. Что касается Airbus A400, решение о его создании впервые было принято в 1982 году, но затем было отменено. Соглашение между странами-участниками вновь было заключено только в 2003 году, а свой первый полет этот "грузовик" совершил в конце 2009 года. То есть от реального начала работ до взлета на Украине прошло 8 лет, в Европе – 6 лет. Дальше пути и судьбы самолетов сильно разошлись. Машина Airbus A400 прошла полный комплекс испытаний, получила сертификат и с 2013 года начала поступать в армии стран НАТО, к середине 2018 года поставлено уже 66 самолетов и дополнительно заказано еще свыше 170.
Вам будет интересно:Лесозаготовка - это... Лесозаготовка в России
Самолет An-70 стал одной из жертв межгосударственных отношений. Несколько раз Россия и Украина принимали решение о продолжении его разработки, затем соглашения либо просто не исполнялись, либо не хватало финансирования, либо в дело вступали другие факторы. После 2014 года тема была фактически закрыта. В результате имеется один-единственный экземпляр самолета An-70, который поступил на баланс Вооруженных сил Украины, так и не пройдя до конца цикл испытаний, и несколько планеров в полуразобранном состоянии на киевском заводе «Авиант». Судьбы Airbus A400 и An-70 действительно кардинально отличаются.
Сравнение
Основные характеристики самолетов Airbus A400 и An-70 сведены в таблицу.
Показатель и единица измерения | Ан-70 | Airbus A400 |
Макс. взлетный вес, тонн | 135 | 141 |
Дальность полета с 20 т, км | 6600 | 6400 |
Макс. грузоподъемность, тонн | 47 | 37 |
Длина самолета, метров | 40,73 | 45,1 |
Размах крыла, метров | 44,06 | 42,4 |
Мощность двигателей, л. с. | 4 х 13880 | 4 х 11000 |
Длина разбега, метров | 600 | 1100 |
Даже внешне эти два самолета похожи, как близнецы-братья. Но в отличие от Airbus A400, An-70 оснащен винтовентиляторной силовой установкой с соосными винтами. Реализован принцип получения дополнительной подъемной силы за счет обдува крыла потоком от винтов двигателя, за счет чего достигнуты отличные взлетно-посадочные характеристики. И на Airbus А400, и на An-70 имеется «стеклянная кабина», полностью реализована концепция цифровой передачи данных, установлены все системы, позволяющие летать по международным воздушным линиям. В общем, украинские конструкторы до сих пор имеют серьезные подозрения, что создание Airbus A400 не обошлось без промышленного шпионажа со стороны европейских партнеров. Очень жаль, что самолет с прекрасным потенциалом, над которым трудилось множество заводов и конструкторских бюро бывшего СССР, так и не смог занять достойное место в небе.