Назначение и устройство пассажирских вагонов

Назначение и устройство пассажирских вагонов

Все эксплуатируемые РЖД вагоны подразделяются на несколько классов: специальные, грузовые, пассажирские. Последний тип подвижного состава, в свою очередь, может быть самоходным и несамоходным. К первой группе относятся вагоны дизель-поездов и электросекций. Такие единицы подвижного состава в России используются не слишком часто. В основном по железным дорогам нашей страны курсируют, конечно же, обычные несамоходные пассажирские вагоны. Устройство они имеют достаточно простое, так как перемещаются на локомотивной тяге.

Классификация по назначению

Несамоходные железнодорожные вагоны, в свою очередь, могут подразделяться на группы в зависимости дальности следования. Разновидности их по этому признаку существуют следующие:

  • купейные;

  • плацкартные;

  • сидячие.

Первые два типа вагонов используются в составах дальнего следования. Третья разновидность предназначена для курсирования на относительно небольшие расстояния.

Вагон пассажирский

Что собой представляют купейные вагоны

Такой подвижной состав, в свою очередь, классифицируется на:

  • мягкие вагоны;

  • жесткие;

  • международного следования.

Внутри вагонов этой разновидности предусматриваются купе, закрывающиеся раздвижными дверями со стороны коридора. Стоит поездка в них дороже, чем в плацкартных или сидячих.

Мягкие вагоны относятся к высшей категории. В них предусматривается девять 2-местных купе. То есть рассчитаны они на 18 человек. Особенностью вагонов этой разновидности, в сравнении с другими, является отсутствие верхних полок.

Жесткие купейные вагоны рассчитаны на перевозку 36 пассажиров. Также в них предусматриваются 2 места для проводников. Купе в таких вагонах оснащены двумя поперечными диванами и двумя откидными полками.

Международные вагоны этой разновидности бывают I и II категорий. Первый тип подвижного состава рассчитан при этом на перевозку 22 человек. То есть в нем оборудовано 11 купе на 2 пассажира. Вагоны второго класса рассчитаны на перевозку 33 пассажиров. Купе в них предусмотрено также 11, но на 3 человека.

Плацкартные вагоны

Подвижной железнодорожный состав этого типа рассчитан на перевозку 54 пассажиров и двух проводников. В каждом открытом купе плацкартного вагона предусматриваются места для 6 пассажиров. Два дивана и 2 полки в них расположены поперечно. Также в таких «отсеках» предусматриваются по 2 продольных боковых места.

Плацкартные вагоны

Сидячие вагоны

Такой подвижной состав используется РЖД для перевозки пассажиров на расстояние от 150 до 700 км и считается межобластным. Рассчитаны вагоны этой разновидности на 62 места. Кресла в них могут устанавливаться жесткие или мягкие. Никаких особых удобств в вагонах этой разновидности для клиентов РЖД не предусматривается.

Каким образом обеспечивается комфорт пассажиров

В вагонах составов дальнего следования предусматриваются, помимо всего прочего:

  • рундуки под багаж под нижними полками;

  • газетодержатели;

  • брюкодержатели;

  • крючки-вешалки;

  • откидные поручни на вторых полках, предотвращающие падение пассажиров;

  • откидные столики;

  • потолочное освещение.

Для хранения багажа в плацкартных вагонах дополнительно предусматриваются третьи полки, расположенные выше вторых. В купейных вещи можно складывать в нишу, оборудованную над потолком коридора.

Столики в вагонах дальнего следования располагаются между двумя поперечными диванами. В плацкартах нижний боковой диван имеет особую конструкцию. В дневное время средняя его часть выдвигается, переворачивается и образует собой столик. Для удобства пассажиров, купивших билет на верхние полки, в вагонах дальнего следования, помимо всего прочего, предусматриваются подъемные лесенки или ступень.

Вам будет интересно:  Американский автопром: история, развитие, современное состояние. Автомобильная промышленность США

Сидячие вагоны РЖД оборудованы в основном только креслами. Уборная в таких поездах предусматривается обычно только одна — в голове состава. В последнее время по железным дорогам России начали курсировать и более комфортные современные межобластные поезда. Туалеты предусматриваются в каждом из вагонов таких составов. Также новые межобластные поезда оснащаются и кондиционерами.

Новые вагоны

Отличие современных вагонов дальнего следования

На железных дорогах в России в наше время эксплуатируется неходовой подвижной состав в основном двух типов: старого и нового образца. Обе эти разновидности при этом имеют практически одинаковое устройство. И оборудование в пассажирских вагонах новых и старых также используется почти одинаковое. Новый подвижной состав этого типа, однако, для пассажиров, конечно же, считается несколько более удобным.

И в старых, и в более современных отечественных пассажирских вагонах туалеты располагаются перед тамбуром и за купе проводников. В старом неходовом подвижном составе уборных оборудовано всего две. В новых вагонах предусматривается по три биотуалета. Рядом с тамбуром в таком подвижном составе имеется не одна, а две уборных. На станциях в санитарной зоне биотуалеты не закрываются.

Отличительной особенностью вагонов нового образца являются также:

  • кондиционеры;

  • цифровые табло, отображающие текущее время и температуру воздуха, расположенные над входами в салон.

Места для проводников

Перевозка людей — это, конечно же, основное назначение пассажирских вагонов. И устройство их проектировалось с учетом именно в первую очередь потребностей клиентов РЖД. Однако удобно перемещаться в таком подвижном составе, конечно же, должно быть не только пассажирам, но и обслуживающему персоналу. Купе для проводников в вагонах поездов дальнего следования оборудуются:

  • диваном с рундуком;

  • откидной полкой;

  • шкафом-столиком;

  • полками;

  • мойкой;

  • отсеком для хранения чистого белья;

  • крючками-вешалками;

  • шкафом для посуды.

Также в купе для проводников находится электрощиток и репродуктор.

Конструкция

Состоят пассажирские вагоны РЖД из пяти основных частей:

  • кузова;

  • ходовой части;

  • рамы;

  • ударно-тягового устройства;

  • автотормозов.

Перевозка людей зачастую на очень далекие расстояния — это с чем, помимо всего прочего, связана эксплуатация пассажирских вагонов. И устройство их должны быть таким, чтобы клиенты РЖД в дороге чувствовали себя максимально комфортно. То есть вагоны этого типа обязательно должны оснащаться системами жизнеобеспечения. В данном плане элементами конструкции пассажирских вагонов являются:

  • система отопления;

  • вентиляция (или кондиционер);

  • электрооборудование;

  • водонагреватель;

  • внутреннее оборудование.

Система водоснабжения пассажирского вагона устройство имеет достаточно простое. Такая сеть в подвижном составе этого типа включает в себя наливные трубы, а также баки:

  • холодной и горячей воды;

  • пожаротушения.

Помимо этого, элементом такой вагонной сети является бак, предназначенный для восполнения в случае необходимости количества теплоносителя системы отопления.

Вагон для международных перевозок

Что представляет собой кузов

В этой части конструкции вагона размещаются места для пассажиров и все системы, обеспечивающие комфортность перевозок. Кузов подвижного рельсового состава этой разновидности изготавливается из высоких марок нержавеющей стали и способен противостоять всем нагрузкам, которым он может подвергаться в пути.

Представляет собой кузов пассажирского состава тонкостенную цельнометаллическую конструкцию, укрепленную стойками и арками потолка. Внутри вагоны РЖД, предназначенные для перевозки пассажиров, изолированы утеплителями и облицованы в гармоничной цветовой гамме. Несущей конструкцией кузова является прочная стальная рама.

Вам будет интересно:  Строительство Северо-Европейского газопровода: фото

Ходовая часть: устройство тележки пассажирского вагона

К этому элементу конструкции неходового подвижного состава РЖД предъявляются, конечно же, повышенные требования. Передвигается по рельсам пассажирский вагон РЖД на двух тележках типа ТВЗ ЦНИИ М. Особенностью этих элементов ходовой части, помимо всего прочего, является улучшенная плавность хода. Основное назначение тележек — это перемещение и направление кузова по рельсам. Колеса в ходовой части пассажирских вагонов устанавливаются цельнокатные. Каждая их пара, в свою очередь, соединяется с рамой буксами с роликовыми подшипниками. В одном вагоне таких элементов предусматривается по 8.

Тележка пассажирского вагона устройство имеет такое, чтобы обеспечивать не только плавность хода, но и достаточную скорость. Основными ее элементами, помимо колесных пар и буксы, являются рама и надрессорная балка.

Ударно-тяговые устройства

Этот узел размещается внутри хребтовой балки и на концевых балках рамы кузова. Предназначен он для автосоединения вагонов между собой и локомотивом. Автосцепное устройство пассажирских вагонов имеет такие составные части, как:

  • корпус;

  • механизм сцепления;

  • расцепной привод;

  • ударно-центрирующий прибор;

  • упряжное устройство;

  • опорные части.

Также назначением ударно-тягового узла является уменьшение сжимающих и растягивающих усилий при изменении скорости. Помимо этого, такие устройства в пассажирских вагонах воспринимают удары при сцепке/расцепке вручную.

Тормоза

Это, разумеется, также очень важный элемент конструкции несамоходного подвижного состава РЖД. Тормозных устройств в пассажирских вагонах предусматривается по 2:

  • ручные;

  • автоматические.

Ручной тормоз пассажирского вагона способен обеспечивать его неподвижность на уклоне до 15 градусов. Используется он для подвижного состава в отстое. Также им может производиться остановка в пути при отказе основного тормозного устройства пассажирского вагона.

Какие требования предъявляются

Проектируются и оснащаются пассажирские вагоны РЖД в соответствии с требованиями ГОСТ 2.29.00.02, 21889-76, 9238-83, 22269-76, РТМ 24.008. 59.82 и пр. Конечно же, такой подвижной рельсовый состав должен отвечать всем требованиями безопасности передвижения, а также санитарным нормам по микроклимату, шуму, вибрации и пр.

Рассчитаны выпускаемые на сегодняшний день в России пассажирские вагоны на скорость передвижения в 160 км/ч. Плавность хода их при этом не должна быть меньше 3.1-3.25. Помимо этого, согласно нормативам:

  • коэффициент теплопередачи кузова вагона в среднем должен быть равен 1.0-1.11 Вт/м2*К;

  • расход электроэнергии — 10.2-16.7 кВт/ч на 1000 пассажиров.

Сроки ремонта

Таким образом, достаточно простым отличаются пассажирские вагоны устройством. Обслуживание, однако, такого подвижного состава должно производиться периодически, согласно предусмотренным правилам. Для поддержания работоспособности вагонов в РЖД существует четкая система ремонтов и осмотров:

  • ТО1 — обслуживание выполняется в пункте формирования перед отправкой в путь, а также на станциях и в пунктах оборота.

  • ТО2 — «оздоровление», то есть обслуживание перед зимними и летними перевозками.

  • ТО3 — шестимесячная ревизия.

  • ДР — ремонт в депо после пробега в 300 тыс. км.

  • КР-1 — плановый ремонт через 5 лет после изготовления.

  • КР-2 — ремонт второго объема через 20 лет.

Одним из основных составляющих обеспечения безопасности перевозок людей являются именно своевременные ремонт и обслуживание пассажирских вагонов. Устройство подвижного состава этого типа таково, что он способен справляться с любыми нагрузками в пути. Однако, как и у любой интенсивно эксплуатируемой техники, разного рода узлы и механизмы вагонов со временем начинают изнашиваться и требуют замены.

Вам будет интересно:  Гидромотор: устройство, назначение, принцип работы

Техобслуживание вагонов

Другие разновидности

Основными типами пассажирских вагонов РЖД являются, таким образом, несамоходные, купейные, плацкартные и сидячие. Но к этой группе может быть отнесен и другой подвижной рельсовый состав. Пассажирскими также считаются вагоны:

  • багажные;

  • рестораны;

  • салоны.

Такой подвижной состав имеет стандартное устройство. И техническое обслуживание пассажирских вагонов этого типа производится по тем же правилам, что и обычных.

Багажные вагоны

Подвижной состав этого типа может использоваться в поездах:

  • пассажирских;

  • грузовых;

  • отдельных почтово-багажных.

Устройство пассажирские вагоны этого типа, как и обычные, имеют простое. Кузов у них цельнометаллический, а передвигаются они на двух тележках. Планировка в них, однако, предусмотрена особая, багажно-кладовая. Также в таких вагонах имеются служебное помещение, двухместное купе для отдыха, туалет с душем, котельное отделение и тамбур.

Вагоны-рестораны

Такой подвижной рельсовый состав предназначен для обеспечения пассажиров в пути горячим питанием. Устройство пассажирские вагоны этой разновидности имеют также стандартное. Ходовая часть, кузов и тормоза у них типовые. В салоне же их размещаются столики и буфет. Также в вагоне-ресторане оборудовано кухонное отделение для приготовления горячей пищи с плитой и электрическим или жидкотопливным отоплением. Конечно же, установлено здесь и холодильное оборудование. Также в таком подвижном составе предусматриваются и системы водоснабжения (раздельная), а также кондиционирования.

Вагон-ресторан в поезде

Салоны

Такие пассажирские вагоны предназначены для поездок руководителей высшего звена или, к примеру, менеджеров крупных компаний. Основным отличием такого подвижного состава от обычного пассажирского является повышенный уровень комфортности. В таких вагонах оборудуются:

  • салон;

  • купе главного пассажира с кабинетом и уборной с душевой;

  • купе референта;

  • гостевое купе;

  • купе проводников;

  • служебное помещение.

Отделка салона таких вагонов выполняется из самых качественных искусственных материалов и ценных пород дерева. В коридоре и купе предусматриваются ковры. Купе главного пассажира оборудуется, помимо всего прочего, диваном-кроватью, рабочим столом, шкафом для одежды, двумя креслами. Кондиционеры в таких помещениях предусматриваются с дистанционным управлением. Окна в купе-кабинете закрываются жалюзи. Туалеты в таких вагонах оборудуются замкнутого типа с двумя баками.

Двухэтажные вагоны РЖД

Такие вагоны по железным дорогам в России начали курсировать относительно недавно. Оснастка у них практически такая же , что и у обычных. Относятся такие вагоны к группе купейных. Плацкартных мест в них не предусматривается. Пассажировмещаемость вагоны этого типа имеют на 60% выше, чем обычные. Салоны для размещения людей в таком подвижном рельсовом составе располагаются один над другим. Ресторан в таких вагонах обычно оборудуется на втором этаже. Техническое устройство пассажирские вагоны этого типа имеют стандартное. То есть оборудуются системами кондиционирования/вентиляции, обогрева, электропотребления.

Двухэтажный вагон РЖД

Пассажирские салоны в подвижном составе этого типа имеют практически такую же планировку, что и в купейном обычном. Дополнительным элементом двухэтажных вагонов является лестница с обзорным зеркалом на межэтажной площадке. Особенностью такого подвижного состава также является то, что он дополняется платформами для посадки/высадки инвалидов в креслах.

Источник


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: