- Определение термина, условия наибольшей результативности
- Принципы планирования
- Виды планирования на предприятии
- Процесс-планирования-на-предприятии">Процесс планирования на предприятии
- Планирование. Что такое методы планирования на предприятии, их классификация
- Перспективное планирование
- Текущее планирование. Что такое календарный план
- Участие руководителя
Планирование - это процесс разработки и установления руководством организации совокупности качественных и количественных характеристик, которые определяют темпы и тенденции её развития не только в настоящий момент, но и в долгосрочной перспективе.
Определение термина, условия наибольшей результативности
Планирование - это центральное звено всей цепи управления и регулирования деятельности организации. Именно поэтому каждое структурное подразделение (цех, лаборатория и т.д.) разрабатывает свои собственные, которые затем объединяются в общий план предприятия.
Вам будет интересно:Модель функциональная. Построение модели «как есть» и «как будет»
Наиболее четко и результативно планирование выполняет свои функции в случае соблюдения следующих правил:
- каждая составляющая всех элементов пунктуально обоснована;
- плановые задания точно и своевременно выполняются всеми их участниками;
- контроль за исполнением плана осуществляется непрерывно в сочетании с текущей его корректировкой.
Принципы планирования
Вам будет интересно:Эффективность бизнеса: показатели, анализ
На сегодняшний день выделено шесть общих принципов, под которыми понимаются определенные правила, способствующие разработке грамотной программы действий.
Виды планирования на предприятии
По характеру детализации планы подразделяются на технико-экономические и оперативно-производственные. В первом случае происходит планирование основных показателей развития организации, а во втором - составляются текущие задания для её структурных подразделений.
По степени неопределенности планы подразделяются на детерминированные и вероятностные. В первом случае речь идет о планировании события, вероятность наступления которого близка к единице и подтверждена достоверной информацией. Во втором случае оно основано на текущей информации, по которой можно сделать вывод о дальнейшем развитии определенных показателей (например, коэффициент вариации).
По содержанию планы предприятия подразделяются на:
- бизнес-планирование
- социально-трудовые
- организационно-технологические и т.д.
По степени точности подразделяются на уточненные и укрупненные.
Процесс-планирования-на-предприятии" class="page-contents-link">Процесс планирования на предприятии
Каждое предприятие, понимая такую необходимость, регулярно проводит текущее планирование. Что такое процесс планирования на предприятии и как он происходит? Начинается он непосредственно с составления планов (система планирования) и определения способов их достижения. Следующий этап - выполнение, по окончании которого начинается этап контроля и анализ планирования, т.е. сравнение достигнутых результатов с поставленными задачами.
Планирование. Что такое методы планирования на предприятии, их классификация
Балансовый метод подразумевает соотношение потребностей ресурсов предприятия и источников их обеспечения, а также соответствие между структурными разделами плана. Например, соответствие действительной мощности предприятия его текущим производственным задачам.
Расчетно-аналитический метод подразумевает расчет определенных показателей плана, анализа их роста или спада под воздействием внешних факторов.
Экономико-математические методы подразумевают изучение показателей деятельности предприятия, разработку различных вариантов плана и выбор оптимального.
Графоаналитический метод применяется для наглядного изображения результатов экономического анализа посредством графических средств.
Программно-целевые методы - составление определенных программ развития, т.е. совокупность задач и способов их достижения, объединенных общими целями и сроками исполнения (например, планирование на каждый месяц).
Перспективное планирование
Процесс составления планов на длительный период времени и есть перспективное планирование. Что такое перспектива? Это то, что, по мнению руководства, ожидает организацию в будущем. Перспективное планирование в качестве инструмента централизованного управления используется с недавних пор. Такие планы составляются на период от 5 до 20 лет и определяют общую концепцию развития предприятия и структуру важнейших мероприятий для достижения поставленных целей.
Перспективное планирование делится на среднесрочное (5 лет) и долгосрочное (на период до 15 лет). В последнем случае широко используется метод экстраполяции, под которым понимается планирование на основе показателей прошлых лет.
Текущее планирование. Что такое календарный план?
Осуществляется посредством подробной разборки оперативного пятилетнего плана предприятия в целом, а также его отдельных структурных подразделений. Основные составляющие текущего плана производства - это календарное планирование (на каждый день, неделю и т.д.). При их составлении учитываются сведения о наличии заказов, обеспечение предприятия материальными ресурсами, коэффициент загрузки и использования производственных мощностей и т.д.
Участие руководителя
Переходя от долгосрочного планирования к календарным планам внутренних подразделений предприятия, необходимо:
- определить задания и показатели на определенный период для каждого подразделения;
- найти и устранить возможные несоответствия между внутренними планами цехов;
- распределить все ресурсы предприятия в соответствии с его производственной программой.
Главная задача опытного руководителя - правильно совместить требования, необходимые для реализации долгосрочных разработок, с текущими задачами и потребностями организации. Как правило, этим занимается специальный центр планирования.