01-11-2018 21:01

Построение сетевого графика: пример. Модель производственного процесса

Планирование работы всегда начинается с определения количества задач, ответственных за их исполнение лиц и времени, необходимого для полного завершения. При управлении проектами такие схемы просто необходимы. Во-первых, для того чтобы понимать, какое общее время будет затрачено, во-вторых, чтобы знать, как планировать ресурсы. Именно этим занимаются проектные менеджеры, они в первую очередь осуществляют построение сетевого графика. Пример возможной ситуации рассмотрим далее.

планирование работы

Исходные данные

Бизнес-план кафе: пример с расчетами. Открыть кафе с нуля: образец бизнес-плана с расчетами. Готовый бизнес-план кафеВам будет интересно:Бизнес-план кафе: пример с расчетами. Открыть кафе с нуля: образец бизнес-плана с расчетами. Готовый бизнес-план кафе

Руководство рекламного агентства приняло решение о выходе в свет нового рекламного продукта для своих клиентов. Перед сотрудниками фирмы были поставлены такие задачи: рассмотреть идеи рекламных брошюр, привести аргументы в пользу того или иного варианта, создать макет, подготовить проект договора для клиентов и послать всю информацию руководству на рассмотрение. Для информирования клиентов необходимо провести рассылку, расклеить плакаты и обзвонить все фирмы, имеющиеся в базе данных.

Бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса. Как открыть автосервис с нуля: бизнес-планВам будет интересно:Бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса. Как открыть автосервис с нуля: бизнес-план

Кроме этого, главный руководитель составил детальный план всех необходимых действий, назначил ответственных сотрудников и определил время.

Начнем построение сетевого графика. Пример имеет данные, представленные на следующем рисунке:

построение сетевого графика пример

Построение матрицы

Перед тем как сформировать сетевой график, необходимо создать матрицу. Построение графиков начинается с этого этапа. Представим себе систему координат, в которой вертикальные значения соответствуют i (начальное событие), а горизонтальные строки – j (завершающее событие).

Начинаем заполнять матрицу, ориентируясь на данные рисунка 1. Первая работа не имеет времени, поэтому ею можно пренебречь. Рассмотрим детальнее вторую.

Начальное событие стартует с цифры 1 и заканчивается на втором событии. Продолжительность действия равняется 30 дням. Это число заносим в ячейку на пересечении 1 строки и 2 столбца. Аналогичным способом отображаем все данные, что представлено на рисунке ниже.

построение графиков

Основные элементы, используемые для сетевого графика

Построение графиков начинается с обозначения теоретических основ. Рассмотрим основные элементы, требующиеся для составления модели:

  • Любое событие обозначается кружком, в середине которого находится цифра, соответствующая порядку действий.
  • Сама работа – это стрелка, ведущая от одного события к другому. Над стрелкой пишут время, необходимое для ее совершения, а под стрелкой обозначают ответственное лицо.
  • Работа может выполниться в трех состояниях:

    - Действующая – это обыкновенное действие, на совершение которого требуются затраты времени и ресурсов.

    - Ожидание – процесс, во время которого ничего не происходит, но он требует затрат времени для перехода от одного события к другому.

    - Фиктивная работа – это логическая связь между событиями. Она не требует ни времени, ни ресурсов, но чтобы не прервать сетевой график, ее обозначают пунктирной линией. Например, подготовка зерна и приготовление мешков для него - это два отдельных процесса, они не связаны последовательно, но их связь нужна для следующего события – фасовки. Поэтому выделяют еще один кружочек, который соединяют пунктиром.

    Основные принципы построения

    Правила построения сетевых графиков заключаются в следующем:

  • Все события имеют начало и конец.
  • Только к первому событию могут не идти стрелки, и только от последнего они не выходят.
  • Все без исключения события должны быть связаны последовательными работами.
  • График строится строго слева направо в последовательном порядке.
  • Два события может соединять только одна работа. Нельзя ставить две стрелки; если нужно выполнить две работы, то вводят фиктивную с новым событием.
  • В сети должны отсутствовать тупики. Нельзя допускать ситуации, указанной на рисунке 3. правила построения сетевых графиков
  • Нельзя допускать образования циклов и замкнутых контуров.
  • Построение сетевого графика. Пример

    Вернемся к исходному примеру и попробуем начертить сетевой график, используя все данные, указанные ранее.

    Начинаем с первого события. Из него выходят два – второе и третье, которые соединяются в четвертом. Далее все идет последовательно до седьмого события. Из него выходят три работы: восьмая, девятая и десятая. Постараемся все отобразить:

    программа для построения сетевых графиков

    Критические значения

    Это еще не все построение сетевого графика. Пример продолжается. Далее нужно рассчитать критические моменты.

    Критический путь – это наибольшее время, затраченное на выполнение задания. Для того чтобы его рассчитать, нужно сложить все наибольшие значения последовательных действий. В нашем случае это работы 1-2, 2-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-8, 8-11. Суммируем:

    30+2+2+5+7+20+1 = 67 дней

    Таким образом, критический путь равен 67 дням.

    Если такое время на проект не устраивает руководство, его нужно оптимизировать согласно требованиям.

    Автоматизация процесса

    На сегодняшний день мало кто из проектных менеджеров вручную рисует схемы. Программа для построения сетевых графиков – это простой и удобный способ быстро рассчитать затраты времени, определить порядок работ и назначить исполнителей.

    Кратко рассмотрим самые распространенные программы:

  • Microsoft Project 2002 – офисный продукт, в котором очень удобно рисовать схемы. Но проводить расчеты немного неудобно. Для того чтобы совершить даже самое простое действие, нужен немалый багаж знаний. Скачивая программу, позаботьтесь о приобретении инструкции по пользованию к ней.
  • SPU v2.2. Очень распространенный бесплатный софт. Вернее, даже не программа, а файл в архиве, для использования которого не нужна установка. Изначально она была разработана для выпускной работы одного студента, но оказалась настолько полезной, что автор выложил ее в сеть.
  • NetGraf – еще одна разработка отечественного специалиста из Краснодара. Очень легка, проста в использовании, не требует установки и огромного багажа знаний, как с ней управляться. Плюсом является то, что поддерживает импорт информации из других текстовых редакторов.
  • Часто можно встретить вот такой экземпляр – Borghiz. О разработчике мало что известно, как и о том, как пользоваться программой. Но по примитивному методу «тыка» ее можно освоить. Главное, что она работает.


  • Источник