Малая авиация России (самолеты, вертолеты) представляет собой предмет настоящей гордости для всех граждан нашей страны. Большинство привыкли думать, что подобная техника крайне сложна и дорога, доступ к ней есть лишь у немногих избранных. На самом деле эта отрасль не столь закрыта, как гласят стереотипы. Рассмотрим детальнее.
Общее представление
Если спросить у ребенка, кем он мечтает стать, вполне вероятно, он вспомнит космонавтов, спортсменов и пилотов. Действительно, быть пилотом для многих – настоящая мечта детства, которая не отпускает и во взрослом возрасте. Многие даже не знают, что обладают талантами в этой сфере, поскольку не пробовали пойти учиться. А причина тому одна – принято считать, что простому человеку стать пилотом очень сложно. На самом деле все не так проблематично. Многие современные граждане могут получить подходящее образование, пройти практику и начать управлять воздушными суднами разного масштаба. Более того, можно даже стать владельцем собственного вертолета и начать им управлять, получив все необходимые навыки.
Вам будет интересно:Сульфатостойкий портландцемент: ГОСТ, состав, применение
В настоящее время наиболее доступная для обычного человека область – это малая авиация России. Легкие, сверхлегкие разновидности летающей техники – вот те агрегаты, которые может получить обыватель, причем за сравнительно скромную сумму. Законы, царящие в нашей державе, таковы, что деятельность малых летательных средств имеет сравнительно мало ограничений. Некоторые убеждены, что требования завышены, но они несравнимо толерантнее, нежели принятые во многих других развитых странах.
Возможности и ограничения
Вам будет интересно:Вертолет: устройство, типы, система управления, назначение
Впрочем, не сравнить Россию и Новую Зеландию, в которой сверхлегкие агрегаты для передвижения по воздуху используются широчайшими кругами населения. Как показала статистика, частота применения средств постепенно стремится к той, что показывает, насколько часто население пользуется личными машинами для передвижения по обычным дорогам. С другой стороны, как считают многие, тот факт, что действующая система законов допускает частные полеты, уже является существенным шагом вперед в сравнении со многими державами на планете.
Законы, действующие в нашей стране, допускают использование летательной легкой техники в частных целях почти на всей территории страны. Исключения в эксплуатации малой авиации в России – это столица, некоторые специализированные объекты. Преимущественно это секретные зоны. Если относительно некоторого объекта определен режим, если местность находится в правительственном ведении, тогда частные полеты над ней закрывают. Впрочем, таких участков сравнительно немного.
Как сделать правильно?
Вам будет интересно:Изготовление оливкового масла и причина горчинки. Деревянное масло - что это такое?
Планируя пользоваться малой авиацией в России, нужно оформить свое путешествие. Чтобы исполнить рейс, следует направить уведомление в ответственную за это инстанцию. Не нужно получать никаких специальных разрешений, достаточно лишь выслать уведомительную заявку. В ней уточняют, где техническое средство взлетит, где планируется приземление. Нет таких инстанций, которые могли бы запретить совершение полета.
Хотя использование малой авиации в России не представляет собой особенных проблем, вылет за пределы державы – это уже совсем иная история. Сперва нужно сделать запрос и оформить документационный пакет. Необходимо в обязательном порядке добиться разрешения на пересечение границы державы. Формально это кажется сравнительно простой процедурой, но на практике, как считают опытные в этом аспекте люди, типичны промедления. Некоторые убеждены, что чиновники специально затягивают процедуры искусственным путем. Практически невозможно легально оформить разрешение в разумные сроки. Планируя перелетать через границу державы на собственной воздушной технике, нужно запастись терпением и временем. Только так можно рассчитывать на успех получения разрешения в соответствии с буквой закона.
Права и нормы
Правила полетов малой авиации в России регламентируют не только аспекты оформления процесса, но и особенности получения разрешения на управление таким транспортным средством. Есть специализированные учебные заведения, в которых готовят пилотов. По итогам прохождения программы можно получить летные права. Без них управлять авиационной техникой строго запрещено – как нельзя водить машину, не имея для этого обычных прав. Летные права – это комплексное понятие, включающее несколько категорий разрешений. Чтобы их получить, нужно сперва совершить достаточное количество полетов в сопровождении инструктора. Например, чтобы стать официально любителем, допущенным к управлению техникой, придется в сопровождении инструктора налетать 50 и больше часов. Если есть желание стать коммерческим пилотом, тогда минимальный срок полета в сопровождении инструктора – две сотни часов.
Еще сложнее получить разрешительные документы, позволяющие стать линейным пилотом. Такой человек может трудиться в компании, занимающейся международными полетами по регулярному расписанию. Здесь условия особенные, еще более сложные. Впрочем, в любом из вариантов количество часов с инструктором – не единственное требование. Также нужно пройти инспекции, получить справки. Самое важное освидетельствование – выполняемое врачами. Заключение, которое дают доктора, – специальное, рассчитанное именно на человека, который будет летать.
Вам будет интересно:Клей жаростойкий: состав, назначение и инструкция по применению
Максимум ответственности
В нашей стране есть немало мест, оборудованных для воздушного транспорта. Многие наслышаны, например, об аэродроме Орешково. Важность аэродромов нельзя переоценить. Летательная техника – это не простая машина. Нельзя остановить самолет, вертолет в любой удобный момент, чтобы отвлечься на что-то. Впрочем, это работает и в другую сторону – во время выполнения рейса никто не может остановить средство, дабы удостовериться в наличии у пилота прав и всего необходимого для совершения полета. Из практики известно, что иногда управление судном берут на себя люди, не обладающие достаточными навыками и знаниями. Обычно это лица, стремящиеся сэкономить деньги на работе с инструктором, – они твердо уверены, что могут справиться со штурвалом.
В среднем стоимость одного часа полета стоит около 15 тысяч рублей. Из приведенной выше информации о том, как стать пилотом малой авиации в России, понятно, что далеко не всякий человек располагает достаточным количеством свободных средств, чтобы оплатить 50-200 часов полетов в сопровождении опытного инструктора.
О нарушениях
Из практики известны и такие случаи, когда человек садился в кресло пилота, будучи нетрезвым. Чем распространеннее воздушная техника, чем больше людей получают к ней доступ, тем чаще происходят аварии, тем больше таких случаев приводит к катастрофическим последствиям. Единственный способ гарантировать безопасность находящимся на земле – это развивать сознательность пилотов. Люди, берущие на себя управление авиационной техникой, ответственны за тех, кто летит с ними в качестве пассажира, а также за всех тех, над кем пролетает машина. Проблематика проверки ограничивает возможности инспекций, поэтому единственный вариант – формирование ответственного и сознательного поколения пилотов.
Права есть: что дальше?
Чтобы получить доступ на предназначенные для малой авиации аэродромы в России, нужно приобрести собственный аппарат. В настоящее время в продаже есть огромное разнообразие различных средств из категории сверхлегких. Проще всего приобрести агрегат напрямую у изготовителя. Есть несколько десятков предприятий, изготавливающих небольшие машины для частных перелетов. Предприятие может продать клиенту полностью подготовленное к полетам средство, может поставить комплект. Пользуясь сопровождающей его инструкцией, человек сам собирает собственный самолет. Еще один вариант – приобретение бывшей в употреблении машины.
Сейчас самыми востребованными моделями являются вторая и третья из линейки АН. Некоторые говорят, что ЯК-52 принадлежит к числу летательных аппаратов, не имеющих себе равных. Считают, что достаточного конкурента у этой модели летательной техники не появится еще очень долгое время. Есть, однако, и те, кто вовсе сам собирает свою уникальную модель. Такие лица скупают детали для различных приборов, составляют чертеж и сами собирают по нему прибор, на котором затем совершают частные перелеты. В среднем, сверхлегкую модель летательной техники можно приобрести за 20-100 тысяч американских долларов. Как видно, цена сравнима со стоимостью хорошей машины. Сборка самолетов своими силами иногда обходится умельцам дешевле, но в некоторых случаях конечный прибор стоит больше средней рыночной цены. Это касается случаев, когда владелец желает создать уникальный и мощный прибор из самых лучших частей и деталей. Выбор в пользу самолета либо вертолета делают, отталкиваясь от полученных прав, финансовых возможностей.
Все официально
Какую бы технику ни выбрал покупатель (будь то ЯК-52, АН-3 или любая другая машина для полетов), в любом случае необходимо озаботиться, чтобы вместе с непосредственно агрегатом человек получил полный комплекс сопровождающей ее официальной документации. Самый главный документ – это технический паспорт. Многие водители знают, как важен и незаменим этот паспорт для простой машины. Для вертолета или самолета он еще более значим. Можно не сомневаться, что любая проверка обязательно попросит этот документ для ознакомления.
Не менее важный аспект регистрации – получение бортового номера. Пройдя все процедуры регистрации и подтвердив свои качества пилота, владелец агрегата получает специальное свидетельство, указывающее на то, что его машина пригодна к совершению полетов. Такое официальное разрешение вправе выдать только «РосАвиация». Через каждые 50 проведенных за штурвалом часов необходимо подтверждать свою годность к таким действиям.
Технический момент
Не у каждого есть возможность пользоваться полосами аэродрома Орешково для своих личных целей. Впрочем, хочет того владелец техники или нет, но всякая машина откуда-то должна взлететь. Не менее важно иметь адекватное место для приземления. Вертолеты в этом плане менее требовательны, самолеты нуждаются в большем пространстве. В любом из вариантов человек, совершающий частные перелеты, обычно пользуется аэродромом, принадлежащим частному лицу. Обычно это сравнительно небольшие площадки. Вблизи Москвы есть несколько полос. Все они оборудованы не только качественным дорожным покрытием, но и располагают ангарами, где техника стоит. Здесь есть все необходимое для технического обслуживания машины и организации полета. Предусмотрены возможности размещения граждан, есть условия для отдыха.
Вам будет интересно:Срок годности счетчиков на воду: период службы и эксплуатации, сроки поверки, правила эксплуатации и время использования счетчиков горячей и холодной воды
Планируя использовать предназначенные для малой авиации аэропорты России, владелец летательного агрегата получает доступ к большому разнообразию преимуществ. Например, оборудованная территория удобна, полностью легальна, а все сведения о таком учреждении есть в специализированных реестрах, внедренных для контроля за воздушным движением. При отправке заявки на совершение полета человек, указывающий легальный аэродром в качестве исходной и конечной точки, сталкивается с меньшими проблемами, поскольку требуется минимум сведений о маршруте. Правда, не обошлось без недостатков. Чтобы арендовать место, где самолет будет стоять, придется оплатить его. В среднем тарифы – около трех тысяч рублей в месяц. За каждый взлет и за любую посадку придется уплатить еще не менее полутысячи рублей.
Для себя и для других
Используя аэродромы Московской области (Мячково, Орешково и другие), можно совершать полеты, на которые есть лицензия. Частные передвижения в воздушном транспорте принципиально отличаются от коммерческих, и владелец транспорта обязан учитывать этот аспект. Если некая персона приобретает воздушное средство, дабы оказывать услуги коммерческого характера, она обязана пройти регистрацию в качестве пилота соответствующего статуса. Сам транспорт также придется оформить в качестве коммерческого. На практике, как известно, некоторые пренебрегают этим правилом. Очень часто нелицензионные пилоты занимаются орошением полей, перевозят на своих вертолетах заказчиков, как на такси. Некоторые предлагают желающим прогулочные вылеты. По факту, большинство любителей, задействованных в этой промышленности, не располагает правами на такую активность.
Причина такой распространенности нелегальных коммерческих полетов – строгость законов и ограничений, условий получения правильного статуса. Требования к коммерческим рейсам значительно более жесткие, нежели к частным. Как объясняют многие нелегалы, оформлять все по закону крайне дорого, поэтому никакой выгоды от деятельности получить не удастся. Как следствие, основная часть бизнеса в области легкой авиации – это теневая. Впрочем, перспективы развития сферы велики, поэтому многие считают, что в ближайшем будущем ситуация изменится.
Новые возможности
Время течет, все изменяется. Развитие малой авиации в России тоже не стоит на месте. АН-2, считающийся одной из самых удачных моделей, постепенно устарел, и сегодня ему на смену предлагают новую машину. Пока она только готовится к серийному изготовлению. Модель уже презентована публике как ТВС-2ДТС. Изготовление техники доверили авиазаводу в Улан-Удэ. Предположительно, в 2025 будет изготовлено не менее двух сотен агрегатов. Основная аудитория, на чей спрос рассчитано производство, – это якутская фирма, занимающаяся мелкими перевозками по воздуху. Уже заключили соглашение с региональным правительством, регламентирующим такую взаимную работу. Правительство державы предлагает субсидию, которая позволит облегчить процедуру сертификации новой модели.
Новые перспективы малой авиации в России, открывающиеся вместе с выпуском ТВС-2ДТС, расцениваются правительством державы как особенно важные. Как считают эксперты, разработка и поточный выпуск нового агрегата говорят о том, что сектор легких летательных агрегатов восстанавливается. Кроме того, авиазавод, находящийся в настоящее время в кризисной ситуации, наконец сможет стабилизировать свое положение. Не менее важно введение новой модели для института Чаплыгина, работники которого сконструировали новый прибор. Особенно отмечается частная инициатива: никакого государственного заказа на разработку прибора не было, все инициировали ответственные лица, понимающие, как сильно страна нуждается в новых агрегатах.
О вертолетах
В рамках малой авиации в России вертолеты занимают особенно важное место. В нашей державе этот сектор считают наименее развитым, поэтому многие специалисты говорят, что перспективы откроются лишь после освоения новейших технологий вертолетостроения. Есть государственное предприятие «Вертолеты России». Именно оно изготавливает летательную технику этого класса и для гражданских нужд, и для транспортировки различных грузов и пассажиров. Среди прочих конструируют машины специального предназначения, военные и боевые. Впрочем, как считают специалисты, в сфере гражданских вертолетов пока перспективы более чем неопределенные. Предприятие специализируется на военной продукции и специализированной технике. Машины, конструируемые у нас, успешно продаются заграницу. Внутренний рынок, однако, охвачен слабо, поскольку не уделяется внимания конструкции агрегатов, которые могли бы удовлетворить спрос граждан.