Эсминец «Настойчивый» балтийского флота России

Эсминец «Настойчивый» балтийского флота России

Флагман балтийского флота России – эсминец «Настойчивый» – является представителем класса эсминцев типа «Современный». По классификации это военный корабль 1-го класса, оснащенный ракетным вооружением и способный самостоятельно действовать вдали от группировок, в дальней океанской зоне. На флоте он получил неофициальное имя «Настя».

настойчивый эсминец 1991

Компромисс

В конце 60-х годов, когда существовавшие корабли флота, обладавшие морально устаревшим артиллерийским вооружением, подходили, к тому же, к физическому пределу своей эксплуатации, было принято решение о начале создания нового класса военных судов. Сначала военно-морское начальство заказало корабли, основной задачей которых являлись бы поддержка десантов и борьба с авиацией. Помимо этого типа было желание дополнительно получить и корабли, способные бороться с подводными лодками и надводными кораблями вероятного противника. Однако после соответствующих расчетов вынуждено пришли к выводам, что страна просто не потянет такие масштабные расходы. В результате сошлись на мнении, что необходимо строить универсальные корабли, способные решать как задачи по поддержке сухопутных частей, так и по противодействию флотам противника.

Результатом этого условного компромисса между желаниями военных и возможностями страны явились эсминцы класса «Современный». Дополнительным толчком к принятию такого решения стало начало проектирования схожих универсальных эсминцев класса «Спрюэнс» в США. Сделать полностью универсальный корабль в итоге не удалось, «хромала» защита от подводных лодок.

эскадренный миноносец настойчивый описание

Эсминец в цифрах

Всего на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге было построено 21 судно класса «Современный», из которых 4 проходят службу в составе флота КНР. Эсминец «Настойчивый», в 1991 году спущенный на воду, до сих пор в строю и является флагманским кораблем Балтийского флота. Его основные характеристики приведены в следующей таблице:

Водоизмещение, тонн6600 — стандартное; 8000 — полное
Длина наибольшая, метров156,5
Ширина наибольшая, метров17,2
Осадка, метров8,2
Скорость максимальная, узлов33,4
Дальность плавания, морских миль1345 на 33 узлах и 3920 на 18 узлах
Автономность плавания, суток30
Экипаж, чел296 — мирное время; 358 — военное время
Силовая установка2 котлотурбинных агрегата ГТЗА-674
Общая мощность, л. с.100 000
Вам будет интересно:  Производство лекарственных препаратов в России

Корабль оснащен достаточно архаичной котлотурбинной установкой, выдающей совокупно 100 000 лошадиных сил мощности, и отчаянно дымящей при запуске и изменении режима работы. В городе Балтийске, месте его дислокации, даже появились своеобразные шутки: «Настю» видно за горизонтом» или «весь город знает, когда «Настя» запускается». То есть дыма от него хватает. Тем не менее именно наличие такого мощного корабля позволяет называть флот – флотом, а не флотилией. Его вооружение позволяет оказывать поддержку наземным силам артиллерийским огнем из двух установок АК-130МР-184, выпускающих снаряды калибром 130 мм с темпом 90 выстрелов в минуту на расстояние до 23 км.

Кроме этого, имеются две многоцелевые скорострельные артиллерийские установки АК-630, калибром 30 мм и скорострельностью 5 000 выстрелов в минуту, способные также защищать судно от нападения с воздуха. Для борьбы с надводными кораблями эсминец оснащен ракетами «Москит-М», по четыре пусковые установки с каждого борта, а для противовоздушной обороны в составе вооружения имеется система «Ураган-Торнадо» с боезапасом в 48 ракет.

Несколько хуже обстоит дело с борьбой с подводными лодками противника. Несмотря на имеющийся противолодочный бомбомет РБУ-1000, установленный как на корме, так и на носу судна, а также две торпедные установки, эсминец «Настойчивый» проекта 956 способен защитить только себя от торпедных атак и уничтожить подводную лодку лишь на близких дистанциях и на небольшой глубине. Изначально предполагалось, что эти эскадренные миноносцы будут действовать совместно с противолодочными кораблями проекта 1155 «Удалой», взаимно дополняя возможности друг друга. Завершает список вооружения на борту вертолет Ка-27.

настойчивый эсминец проекта 956

Боевой путь корабля

Эсминец «Настойчивый» (610 бортовой номер) провел в море более двух лет из 25 лет службы в составе ВМФ. Этот четвертьвековой юбилей отмечали в Балтийске в 2018 году.

Вам будет интересно:  "АРТ-Мебель": отзывы покупателей и сотрудников

До 1991 года эсминец носил название «Ленинский комсомол». Корабль прошел свыше 70 000 морских миль, причем более четверти от этого общего расстояния в 1997 году, в одном дальнем походе на юг Африки, в Кейптаун, где принял участие в праздновании дня военно-морского флота ЮАР. На борт даже поднялся сам Нельсон Мандела, бывший в ту пору президентом этой страны. А перед этим корабль был продемонстрирован на международной оружейной выставке в Абу-Даби, где произвел исключительно сильное впечатление на зрителей.

«Настойчивый» участвовал во многих походах, заходил с визитами в порты Германии, Швеции, Польши, Дании, Франции. Являлся первым российским военным кораблем, прошедшим через Кильский канал. Дважды был признан лучшим надводным кораблем военно-морского флота России в 1996 и 1997 годах, трижды на его палубе принимали президентов стран. Помимо президента Манделы в 1996 году на борт поднимался Б. Ельцин, а в 2011 – Д. Медведев.

Эсминец «Настойчивый» принимал участие в многочисленных учениях и боевых стрельбах, неизменно показывая отличные результаты. Корабль был базой для обучения китайских экипажей в 1999 году. А также обеспечивал испытания новых образцов военно-морской техники. Однако в последнее время выходы в море носят эпизодический характер. Эсминцу «Настойчивый» явно не везет в связи с событиями в Сирии. Уже дважды анонсировался его выход в Средиземное море для усиления российской группировки, и дважды этот поход отменялся. Так было в 2013-м и повторилось уже в 2018 году.

эсминец настойчивый 610

Ремонт, опять ремонт

Для человека 25 лет – это еще молодость, но вот для корабля – уже поздняя зрелость. Выходят из строя отдельные системы, изнашивается металл, повреждается проводка. В 2018 году эсминец находился на 33-м судоремонтном заводе на своей родной базе в Балтийске. Судя по плану закупок, опубликованному этим предприятием, можно понять, что основной проблемой стали котлы главной энергетической установки, а также система автоматического управления котлами и радиостанции из комплекса «Кадмий-Р». Поставки комплектующих должны были быть осуществлены до августа 2018 года. Можно предположить, что именно технические проблемы не позволяют эсминцу «Настойчивый» присоединиться к группе кораблей в Средиземном море. Полноценный ввод его в строй возможен (с учетом времени на испытания и крайне вероятных просрочек) не ранее начала 2019 года.

Вам будет интересно:  Тяговый подвижной состав: классификация, виды, устройство и характеристики

эсминец настойчивый балтийский флот

Желтая пресса

Желтая пресса не упустила описание эскадренного миноносца «Настойчивый». Акцент делается на обилие сыновей высоких воинских начальников на этом корабле. Служба там считается престижной, ведь это главный боевой корабль Балтфлота, и дает «зеленый свет» для стремительной карьеры молодых офицеров, имеющих родственные связи. Для матросов эсминец не очень привлекателен. Определенный «парадный» статус корабля накладывает на них дополнительные требования. Отмечены случаи неуставных отношений, одним из которых было наказание рядовых матросов за распитие пива путем их помещения в холодный отсек. Имелись случаи гибели личного состава по небрежности, последний из них – в 2014 году, когда из-за поздней доставки матроса в госпиталь он впал в кому и скончался.

эскадренный миноносец настойчивый

Русский с китайцем – братья навек

Самые «молодые» эсминцы – «братья» «Настойчивого» – служат в китайском военно-морском флоте. Они были достроены из советских заделов, ранее предназначавшихся для собственного флота, и получили имена «Хангджоу», «Фуджоу», «Тайджоу» и «Нингбо». Китайская пресса сразу же окрестила их «убийцами авианосцев». Последние два корабля были введены в строй в 2004-2006 годах. Китайцы заплатили за них 1,5 млрд долларов.

Источник


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: