01-02-2019 11:08

Авиационная ракета Р-27 (управляемая ракета класса «воздух-воздух» средней дальности): описание, носители, тактико-технические характеристики

Авиационная ракета Р-27 относится к наиболее распространенному представителю категории отечественных управляемых снарядов типа «воздух-воздух». Модификации сочетают в себе большинство разновидностей систем наведения, а также высокотехнологичную конфигурацию рулей с аэродинамическими блоками. Благодаря своим конструктивным особенностям указанное оружие существенно превзошло характеристики зарубежного конкурента AIM-7, сопоставимо по летным показателям с новейшими образцами типа AIM-120C.

Ракета Р-27

Проектирование и разработка

Бульдозер Т 25: описание, технические характеристики, двигатель и особенности эксплуатацииВам будет интересно:Бульдозер Т 25: описание, технические характеристики, двигатель и особенности эксплуатации

Разработка авиационной ракеты Р-27 началась еще в 1972 году в государственном МКБ «Вымпел». Вооружать рассматриваемым боеприпасом планировалось новейшие истребители того времени Су-27 и МиГ-29. Через год проектную концепцию рассмотрели на собрании в МАП с участием представителей ведущих конструкторских бюро и специализированных НИИ.

В итоге было официально оформлено разрешение на производство модульной ракеты средней дальности с последующим утверждением зимой 1974 года. Проектирование в форме эскизов велось на конкурсной основе между «Вымпелом» и «Молнией». В мае 1975 года победу присудили МКБ, после чего к разработке нового боеприпаса приступила команда инженеров во главе с П. Дементьевым. Первые опытные образцы испытали пуском с модернизированного истребителя МиГ-23-МЛ. Серийный выпуск начался в 1984 году, через три года «изделие 470» приняли на вооружение.

Описание авиационной ракеты Р-27

Магнитные стали и сплавы. Твердые и мягкие сталиВам будет интересно:Магнитные стали и сплавы. Твердые и мягкие стали

Изначально модель разрабатывалась с учетом нормальной схемы самолетной аэродинамики. В дальнейшем ее изменили на конфигурацию «утка», базирующуюся на асимметричном крестообразном размещении рабочих поверхностей. В конструкцию внедрили технически сложные аэродинамические рули. Эти элементы имеют значительное удлинение, стреловидность переменной конфигурации (на фронтальной кромке) и суженный корневой отсек.

Подобная схема (типа «бабочка») дала возможность использовать рули в дифференциальном режиме не только для управления и стабилизации полета по основным показателям, но и аналогичного действия по каналу крена. Конструктивные особенности гарантировали стабильный коэффициент момента крена во всем доступном диапазоне чисел. Соответственно, нивелировалось реверсное явление, характерное для других аналогов, созданных по системе «утка».

Пуск ракеты Р-27

Конструкционные особенности

Непрерывная разливка стали: принцип работы, необходимое оборудование, достоинства и недостатки методаВам будет интересно:Непрерывная разливка стали: принцип работы, необходимое оборудование, достоинства и недостатки метода

На корпусе авиационной ракеты Р-27, перед рулями самонаводящихся головок, предусмотрены дестабилизаторы. Запас статической стабильности обеспечивался за счет указанных элементов, которые изменяли собственную площадь при смене боеголовок. Версия с радиолокационным способом наведения разработана с комбинированной корректировкой, позволяющей по максимуму использовать баллистические преимущества ракеты.

Они превышали почти в 2,5 раза дальность захвата мишени головкой. То есть на первом этапе траектории используется инерциальная наводка на цель с радиокоррекцией скоростного и позиционного фактора, с учетом маневра мишени. На финишной стадии основная роль отводилась самонаведению.

Для подвески на Су-33 и другие самолеты носители применяются идентичные пусковые приспособления рельсовой и катапультной конфигурации. Первая вариация АПУ-470 предназначается для установки боеприпасов под крыльями летательного аппарата, а катапульта служит рабочим отсеком под крыльями и фюзеляжем. Стоит отметить, что основным материалом конструкции является титан (для корпуса) и усиленная сталь (для оболочки двигателя).

Носитель ракеты Р-27 (МиГ-29)

Назначение

Управляемые ракеты средней дальности Р-27 ориентированы на перехват самолетов и вертолетов всех разновидностей, а также их ликвидацию. Кроме того, указанное оружие эффективно в следующих случаях:

  • уничтожение БПЛА и крылатых ракет в воздушных сражениях на большом и среднем расстоянии;
  • при действии носителей в любое время суток групповым и автономным способом;
  • поражение целей с любых направлений, на фоне суши и воды, независимо от информационного, огневого и маневренного противодействия врага.

В военные части рассматриваемые боеприпасы поступают в частично собранном виде, со снятыми рулями и крыльями.

Модификации авиационной ракеты Р-27

Указанное оружие изготавливается в нескольких версиях. Между собой они отличаются разновидностью головок наведения (полуактивный тип радиолокационного действия (ПАРГС)) и тепловой вариант (ТГС). Кроме того, у них разнятся конфигурации двигательных агрегатов, имеющие стандартный либо повышенный энергетический потенциал. Модификации с ТГС дополняются буквенными индексами «Т» или «ЭТ», версии с ПАРГС – «Р» и «ЭР».

Стоит отметить, что литера «Э» обозначает «энерговооруженная» модель. Многие ошибочно приписывали расшифровку - «экспортная» вариация. Такие экземпляры обладают твердотопливной силовой установкой повышенной мощности с увеличенным диаметром, по сравнению с фюзеляжным отсеком.

Рыбный промысел: особенности, интересные фактыВам будет интересно:Рыбный промысел: особенности, интересные факты

Некоторые общие показатели всех модификаций авиационной ракеты Р-27:

  • боевая часть — стержневая:
  • разновидность взрывателя – неконтактная/радиолокационная/контактная;
  • вес боевой части – 39 кг;
  • радиус при активации взрывателя – до 6 м;
  • двигатель – с одним режимом (РДТТ Р-300);
  • силовой агрегат на модификациях «Э» - обладает повышенной начальной тягой с дальнейшим ее уменьшением (РДТТ Р-300Э);
  • вес силовых установок – 95/192,5 кг. Модификации ракеты Р-27

Таблица параметров

Тактико-технические характеристики авиационных ракет Р-27 отличаются в зависимости от модификации и предназначения. Приведенная ниже таблица поможет понять отличия между всеми типами указанного оружия. Прочерки означают, что показатели идентичны с вариантом «Р».

ТТХ

Р-27Р

27Т

27ТЭ

27РЭ

27 АЭ

Длина (м)

4,08

3,79

4,5

4,78

4,78

Крыло в размахе (м)

0,77

0,8

0,8

0,8

Вес ракеты (кг)

253,0

254,0

343,0

350,0

350,0

Масса БЧ (кг)

39,0

39,0

Конфигурация боевой части

Стержневой вариант

Дальность запуска (км)

80,0

70,0

120,0

130,0

130,0

Скоростной показатель (М)

4,5

Тип системы наведения

Комбинированная (полуактивная радиолокация с инерционной коррекцией)

Тепловая всеракурсовая конструкция

Тепловая, с учетом всех ракурсов

ГСН с режимом программирования и инерционной коррекцией

Носители ракет Р-27

Су-35/27/33, МиГ-29, Як-141

Далее рассмотрим каждую модификацию детальнее.

Версии 27-Р

Указанная модель представляет собой разновидность штатной ракеты, обладающую управлением инерциального типа с коррекцией посредством применения определенных радиочастот. Кроме того, в систему наведения входит полуактивный радиолокационный блок, активирующийся на финишной стадии полета.

Система наведения ГСН 9Б-1101К также разрабатывается конструкторами НИИ «Агат». Указанный узел ориентирован на захват объектов на высотах от 20 до 25 000 метров. При этом предельное завышение или занижение мишени при скорости до 3500 км/ч, составляет 10 км. Допускается старт пары зарядов по двум целям. Готовность ГСН к применению обеспечивается через одну секунду после получения указания мишени от блока управления носителя типа Су-33 или МиГ-29.

Серия Р-27Т

Отличительным моментом этой модификации является наличие инфракрасного элемента самонаведения. Конструкция ракеты включает в себя следующие узлы и детали:

  • В носовом отсеке под обтекателем расположен детектор инфракрасной ГСН.
  • В следующей части корпуса находится аппаратура головки.
  • Головная часть оборудована четырьмя рулями, сконфигурированными по схеме «утка».
  • Боевая часть установлена за отсеком силовых приводов рулей. Там же предусмотрено место для взрывателя.
  • Корпусная часть в своем большинстве занята ракетным силовым агрегатом. Непрерывная работа составляет 3 часа (вместе с включенным охлаждающим контуром фотоприемника).

    Управляемые авиационные ракеты Р-27

    Р-27 ЭР и Р-27 ЭТ

    Управляемая ракета класса «воздух-воздух» вариации «ЭР» отличается существенно увеличенной дальностью полета. По сравнению с базовой моделью она имеет большие габаритные размеры и вес. Полуактивная радиолокационная ГСН гарантирует уничтожение объектов в сложных метеоусловиях, независимо от естественных и искусственных помех.

    Серия Р-27 ТЭ также имеет большую дальность действия, габариты и вес. Ее важное преимущество – применение в самолетных пусковых установках для ликвидации всех типов боевых летательных аппаратов, включая высокоманевренные самолеты крылатые ракеты. При этом на эффективность действия не влияют помехи, метеоусловия, фон земли или водной поверхности, ракурс наведения.

    Носитель авиационной ракеты Р-27

    Модели 27АЭ и 27П

    Версия Р-27АЭ – это управляемая ракета средней дальности, основное предназначение которой – борьба с различными воздушными объектами. ГСН включает в себя комбинацию активной радиолокации и систему инерционной коррекции. Эти узлы активируются поочередно, в зависимости от фазы полета. Действует ГСН по принципу срабатывания от получения указания цели радиолокаторами самолетов-носителей либо наземных зенитных установок. Моноимпульсная многофункциональная система наведения разработана в МНИИ «Агат», способна гарантировать поиск, захват, сопровождение и уничтожение обозначенных целей.

    Режимы указанной ГСН:

    • автономная работа по начальным объектам, не требующая локационной поддержки прочих РЛС в полете;
    • инерционно-корректируемая программа с поддержкой РЛС;
    • режим кодирования, в котором допускается введение обновленных программ.

    Еще одна интересная модификация – Р-27П – относится к пассивным видам оружия. Наводится головка на мишень, ориентируясь на работающие радиолокационные станции, включая приспособления AWACS. Проектировка указанной версии велась МКБ «Кулон», следующими стадиями создания занималось ПО «Автоматика», считающееся головным в сфере разработки пассивных РЛС. На этом предприятии создавались все отечественные системы пассивных головок наведения для ракет «земля-воздух». Поскольку указанная конструкция прежде не разрабатывалась, работы существенно затянулись. Пилотный проект Р-27П конструкторы защитили в 1981 году, заводское и летное тестирование проводилось только с 1984 г.

    Кратко о носителях

    Транспортировку и запуск ракет Р-27, которые по стандартам НАТО именовались АА 10 Alamo, осуществляли несколько отечественных истребителей.

    ГСН ракеты Р-27

    Среди них:

  • Су-27 – советский, а потом российский многоцелевой истребитель четвертой генерации. Первый полет состоялся в 1977-м, а эксплуатация ведется с 1985 года. Указанная модель – один из основных летательных аппаратов ВВС РФ, предназначен для получения военного превосходства в воздухе.
  • Су-33 - еще один представитель четвертого поколения истребителей РФ, состоящий на вооружении с 1998 года, отличается большой грузоподъемностью и дальностью полета. Особенность – возможность выполнять функции самолета-заправщика.
  • Су-34. Мультифункциональный истребитель-бомбардировщик, ориентированный на поражение и бомбардировку наземных целей, противостояния объектам противника в воздухе. Особенности – уникальные боевые характеристики и наличие инновационных приборов противодействия радиоэлектронным системам.
  • Су-35. Этот военный самолет известен еще как Су-27М, соответствует параметрам истребителей пятого поколения.
  • Як-141 – всепогодный многоцелевой военный летательный аппарат с возможностью вертикального взлета и посадки. Первый вылет совершен в 1987 г.
  • МиГ-29. Многоцелевой истребитель четвертой генерации, на вооружение принят в 1983 году.


  • Источник